Фордовский двигатель OHC, на мой взгляд,
сконструирован довольно удачно. Он прост и неприхотлив в обслуживание, чего не
скажешь о двигателе DOHC. Самое ценное в OHC - это то, что блок и головка блока
выполнены из чугуна. Прочность на высоте. Очень удачно сделана рубашка
охлаждения. Встретить перегретый движок довольно трудно. Перегрев в случае
выхода из строя помпы или течи тосола не обсуждается.
Головка блока:
головка блока двигателя ОНС взаимозаменяема. Другими
словами по присоеденительным размерам она одинакова на всех двигателях ОНС (
1,6; 1,8 ; 2,0). Вы можете взять башку от 2,0-х литрового движка и ставить на
1,8 и наоборот.
Однако,
не стоит забывать, что головки для двигателей разного объема отличаются
размерами клапанов и профилем кулачков распредвала, то есть фазами
газораспределения.
Блок цилиндров:
у перечисленных мною выше движков блоки цилиндров по
конструкции также одинаковые. Разный объём и компрессия в них достигаются за
счёт хода поршня (длины шатуна), высоты поршня и диаметра цилиндра. Как я уже
заметил, блок и голова выполнены из одного материала (чугун), и блок цилиндров
также составляет часть камеры сгорания. Это даёт, к слову сказать, широкие возможности
для творчества (что-то вроде конструктора "собери сам"). Надо только
знать, какие размеры используются для поршневой группы.
Приведу пару примеров из нашего опыта. На двигателе
1,8 компрессия упала до 6. После разбора движка и всех замеров стало ясно, что
требуется кап. ремонт. Диаметр цилиндров номинал 86,2. Мы подобрали на
Фордовском разборе,проведя измерение на правильность износа, поршни от
старой модификации 1,6 (размер 87,65std) вместе с кольцами. В автосервисе
расточили блок до нужного размера. Собрав, мы получили объём примерно 1,9-2,0 и
практически новый движок.
Во-втором случае на двигатель 1,6 (диаметр 87,65)
побрали поршни с кольцами от 2,0 (диаметр 90,8). Расточив блок и и заменив
коленвал с шатунами (взяли также от 2.0 двигателя), собрали уже 2.0 литровый
движок.
Выгода очевидная. Во-первых: экономия денег (и не
малая). На разборах поршневая стоит от 30 до 50 долл. вместе с коленвалом (для
случая с 1,6) и от 5 до 10 долл. за поршень (в случае с 1,8). Сравните с ценами
на новые детали и посчитайте. Во-вторых: объём движка и мощность увеличивается.
И напоследок. Не забудьте, что прокладку головки блока
придётся купить по новому размеру цилиндра. Не экономьте на расточке.
Делайте её в зарекомендовавших себя автосервисах. Вкладыши коленвала после
расточки надо ставить только новые и не иначе. При переборке движка сделайте по
возможности и притирку клапанов. Замените маслосъёмные колпачки. Проверьте
плоскость прилегания рокера к клапану и при необходимости осторожно шлифаните
поверхность рокеров.
PS. Я не претендую на то, что этот мой опус является
точной рекомендацией к действиям. Возможно у кого-то есть другие рецепты,
гораздо лучше моих. Возможно даже, что даже у вас возникнет немало замечаний и
нареканий. Буду рад выслушать ваше мнение.